Как построить бизнес-модель своей компании
Карта бизнес-модели относится к инструментам стратегического планирования. Используется для понимания сильных и слабых сторон, поиска узких горлышек в стратегическом планировании развития бизнеса. Обычно в шаблон карты бизнес-модели вносят ключевые элементы, из которых состоит каждый бизнес.
Карта бизнес-модели — это еще и бизнес-план, сжатый до понятной многим предпринимателям и инвесторам формы. Ее вполне можно использовать не только для построения стратегии, но и как понятный вариант резюме бизнес-плана, которое можно показать инвестору или партнеру.
Классически каждая бизнес модель представляется из девяти основных блоков, на которых строится весь ваш бизнес в целом:
- Основные партнеры бизнеса
- Ключевые виды деятельности
- Ключевые ресурсы
- Ценностное предложение
- Отношения с клиентами
- Каналы
- Сегменты клиентов
- Структура затрат
- Потоки доходов
Выглядит построенная бизнес-модель так:

Конечно, построение бизнес-модели не является полноценным бизнес-планированием, потому что бизнес-модель — это лишь описание бизнеса довольно широкими мазками, без глубокого анализа. Она может быть отличной иллюстрацией к проработанному бизнес-плану, может быть инструментом быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков или точек роста для компании.
Также бизнес-модели других успешных компаний, в том числе, мировых, помогут взглянуть на свою компанию под новым углом, посмотреть, каким образом с теми проблемами, которые возникают у вас, справлялись нынешние мировые гиганты, почерпнуть у них вдохновения или идей.